Вторник, 07.05.2024, 15:30
Часть материалов взята со старой версии сайта: Nikhilmantravigyan.org >> Старая версия : Siddhashram.org
Меню сайта
Мы Вконтакте
Статистика
Рейтинг@Mail.ru
Поиск
Наш опрос
Вы поставили бы ссылку на этот сайт, на других сайтах ?
Всего ответов: 362


Сыроедение, вегетарианство - статьи, книги, отзывы.
Сыроедение
Siroed.at.ua


Книга -
"Путь к Абсолютной истине".
Путь к Абсолютной истине
Читать / скачать


Горный Крым - походы, проводник, кемпинг
Горный Крым - походы, проводник, кемпинг
Горы.Крым.рус
ВЕДИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

В ведических традициях и в современном индуизме астрологические знания играют весьма важную роль. Астрономия и астрология относятся к одной из Веданг (вспомогательные священные тексты, помогающие изучать Веды) — джйотише (буквально "наука о светилах"). Большинство праздников, ритуально-магических таинств и церемоний, обряды посвящения, бракосочетания и другие важнейшие события и начинания всегда соотносятся с положениями звезд и планет.

Традиционный ведический календарь не просто обычный календарь или астрологический альманах. Он намного полнее простого гражданского (григорианского) календаря, обычно используемого на Западе. Ведический календарь обычно известен как панчангам (буквально "пятичленный") и использует сидерическую зодиакальную систему (нираяна). "Пятичленность" ведического календаря проявляется в том, что панчангам включает следующие пять основных элементов: титхи (лунные сутки), накшатра (положение Луны в соответствующем лунном созвездии), карана (половина суток), йога (здесь: определенный угол между положениями Солнца и Луны на небосводе) и, наконец, васара, или вара (солнечные сутки, или день недели в обычном понимании).

Также многие панчангамы нередко снабжают еще и дополнительной информацией, представляющей интерес, в основном, для астрологов и ведических священнослужителей, помогая им успешно предсказывать события или планировать те или иные религиозные таинства и жизненно важные события. Современные издания панчангамов обычно включают также и принятый во всем мире гражданский календарь.

Основные принципы как восточных, так и западных календарных систем зародились тысячи лет назад. Эти принципы полностью присутствуют в джйотише — ведической астрономии и астрологии. Правда, ведические астрологи имеют дело преимущественно с сидерической (нираяна) астрологией, которая рассматривает фиксированный Зодиак, чем несколько отличается от большинства современных западных систем астрологии. Для ведических астрологов и других знатоков джйотиши важно восприятие положений и влияний звезд и планет именно с внутренней, духовной перспективы, а также сильная связь этих знаний с ведической эзотерикой и метафизикой.

Традиция джйотиши богата уникальными текстами и трактатами и в этом отношении не имеет себе равных в мире. Некоторые трактаты по ведической астрологии имеют более чем двухтысячелетнюю историю, восходя к священным знаниям, поведанным ведическими пророками (риши) в далеком прошлом. Знание джйотиши изначально являлось неотъемлемой частью божественного Откровения (шрути), которое получили свыше древние риши и зафиксировали его в виде Вед, древнейших священных писаний на Земле.

Современные индуистские календари в целом следуют традиционным панчангамам, но при этом учитывают особенности жизни современного человечества в технологическую эпоху. При этом североиндийские и южноиндийские панчангамы могут несколько различаться в отдельных деталях, а также учитывать особенности конкретных направлений современного индуизма и местные обычаи.

"От титхи — состояния роста и упадка, от васар — долгая жизнь, от накшатры — сдерживание дурных деяний (кармы), от йоги — исцеление болезней, от караны — результат деятельности, — с помощью всего этого панчангам помогает добиться желаемых результатов", — говорит южноиндийский астролог Сканда Нараянан.

Часть 1. Подразделения времени

Ведическая традиция и современный индуизм придают большое значение понятию времени. Пожалуй, нигде время не играет такой важной роли, как в индуистском храме. Практически в начале любой индуистской религиозной церемонии и даже самого малозначительного обряда священнослужитель или жертвователь выражают вслух самкальпу (засвидетельствование своего намерения совершить ритуал), в которой непременно упоминаются, помимо имени и других данных самого жертвователя и цели, место совершения обряда и подробные подразделения времени (васара, титхи, накшатра, йога, карана и др).

Опубликованные в панчангамах данные о текущих подразделениях времени и астрономических событиях помогают правильно и конкретно сформулировать текст самкальп. Самкальпы могут быть краткими и более пространными. Обычно возглашение самкальпы начинается с упоминания текущей кальпы — огромного космического временного периода, известного как "день Брахмы (Бога)".

Ведические писания дают очень подробную классификацию подразделения времени. Каждый новый цикл творения начинается как новая кальпа. Принято считать, что кальпа длится 4 320 000 000 лет. Нынешняя кальпа известна как Шветаватара-кальпа (буквально "Эпоха Белого Воплощения"). Каждая кальпа подразделяется на 14 манвантар. Мы сейчас живем в 7-ой манвантаре (называемой Вайвасвата-манвантара) Шветаватара-кальпы. Каждая манвантара длится 71 махаюгу, а каждая махаюга состоит из 4-х юг — сатья-юги (или иначе крита-юги), трета-юги, двапара-юги, и кали-юги.

Сатья-юга известна как "Век Праведности", или "Золотой Век", когда ведическая религия находится в расцвете, а человечество живет в гармонии с духовным миром и с Природой. Каждая последующая юга характеризуется постепенным неуклонным упадком ведической духовности, как бы "темнеет", погружая человечество во все большие иллюзии, невежество и проблемы.

При этом ум человека становится все более и более материалистично ориентированным, тело — более подверженным болезням, а чувства — почти неподконтрольными. В настоящее время наша Солнечная система живет в кали-юге, или "Темном Веке" 28-й махаюги Вайвасвата-манвантары Шветаватара-кальпы. Поэтому при возглашении самкальпы священник-брахман или жертвователь будет произносить: "Шветаватара-кальпе Вайвасвата-манвантаре калйау-юге ..." ("В Шветаватара-кальпе, в Вайвасвата-манвантаре, в кали-юге ...").

Затем в самкальпе священник упоминает другие подразделения времени: год, полугодие, сезон, положение Солнца в определенном знаке Зодиака, месяц, пакшу (половину месяца), титхи, васару и время дня. Затем называются: место на Земле, в котором совершается ритуальное действо (материк, страна, город или селение), имя и другие данные совершающего церемонию, цель, призываемое проявление Всевышнего Бога или младшее божество (дэва), а также конкретный способ выполнения ритуала (пуджа, огненное жертвоприношение, рецитация Вед, повторение мантр и т.п.).

В современной Индии используются несколько систем летоисчисления — эра Кали, исчисляемая от начала кали-юги, эра Викрама, эра Шака и др. Эра Кали началась в феврале 3102 года до нашей эры. Сейчас идет 5100 год кали-юги, которая должна в общей сложности продлится 432 000 лет. В большинстве современных индуистских календарных систем начало года приходится на момент, когда Солнце входит в зодиакальный знак Меша (Овна), т.е. весеннее равноденствие. В более древний ведический период начало года праздновалось в день зимнего солнцестояния.

Каждый год в современных индуистских календарях имеет собственное наименование. Всего существуют 60 наименований года, что отражает 60-летний цикл времени, за которое Юпитер обращается вокруг Солнца 5 раз:

Прабхава, Вибхава, Шукла, Прамода, Праджапати, Ангирас, Шримукха, Бхава, Ювана, Дхатри, Ишвара, Бахудханья, Праматхин, Викрама, Вриша, Читрабхану, Субхану, Тарана, Партхива, Вьяя, Сарваджит, Сарвадхарин, Виродхин, Викрита, Кхара, Нандана, Виджая, Джая, Манматха, Дурмукха, Хемаламба, Виламба, Викарин, Сарвари, Плава, Шубхакри, Шобхана, Кродхин, Вишвавасу, Парабхава, Палаванга, Килака, Саумая, Садхарана, Виродхакрит, Паридхавин, Прамадин, Ананда, Ракшаса, Анала (или Нала), Пингала, Калаюкта, Сиддхартхин, Раудра, Дурмати, Дундубхи, Рудхиродгарин, Рактакша, Кродхана и Кшая (или Акшая).

Каждое наименование года обозначает специфическую характеристику каждого года, его "дух". Например, год 5086 (1984) известен как Рактакши ("Красноглазый"), год 5087 (1985) — Кродхана ("Гневный"), год 5088 (1986), последний год в 60-летнем цикле Юпитера, — Кшая ("Разрушение", или "Конец"). Год 5089 (1987), первый год нового цикла, — Прабхава ("Возникновение", или "Пробуждение"). Год 5090 (1988) — Вибхава ("Свет", или "Великолепие"). Год 5091 (1989) — Шукла ("Белый; чистый"). Год 5092 (1990) — Прамода ("Весьма радостный; счастливый"). Год 5099 (1997) — Ишвара ("Божественный", или "Год Бога"). Год 5100 (1998) — Бахудханья (буквально "Многобогатый", или "Обильный богатством").

Каждый год состоит из двух половин-полугодий, называемыми айанами, — уттарайаны и дакшинайаны, каждая из которых состоит из 6-и месяцев. Уттарайана (буквально "Движение к северу", или "Поворот на север") начинается в день зимнего солнцестояния (обычно 21 декабря), или зимнего солнцеворота, когда Солнце начинает свое видимое движение к северу, принося постепенное увеличение продолжительности светлой половины суток и потепление.

Дакшинайана (буквально "Движение к югу", или "Поворот на юг") начинается в день летнего солнцестояния (обычно 21 июня), или летнего солнцеворота, знаменуя обратное движение Солнца к югу, что приносит увеличение продолжительности темной половины суток. Два этих дня издревле почитаются весьма священными в ведической и в северных языческих традициях. В Ведах дни зимнего и летнего солнцестояний известны как пуньякала, что означает "благоприятное время". При этом имеется в виду, что эти дни особенно благоприятны для совершения определенных ритуалов, магических таинств, посвящений и других важных способов изменения индивидуальной и коллективной кармы.

В Европе мы привыкли иметь дело с четырьмя сезонами в году — весной, летом, осенью и зимой. В Индии и сопредельных тропических странах существуют 6 сезонов (риту), каждый продолжительностью примерно в 2 месяца. Индийский новый год начинается с васанта-риту, или весеннего сезона, когда начинают цвести деревья и другие растения. За васантой следует гришма-риту, или летний (буквально "жаркий") сезон, за ним — варша-риту, сезон дождей, затем — шара-риту, сезон урожая и сбора плодов, далее — хеманта-риту, зимний сезон, и, наконец, шишира-риту, прохладный сезон, последний в году, когда деревья и прочие растения начинают покрываться свежими листьями и побегами.