Вторник, 07.05.2024, 17:17
Часть материалов взята со старой версии сайта: Nikhilmantravigyan.org >> Старая версия : Siddhashram.org
Меню сайта
Мы Вконтакте
Статистика
Рейтинг@Mail.ru
Поиск
Наш опрос
Вы поставили бы ссылку на этот сайт, на других сайтах ?
Всего ответов: 362


Сыроедение, вегетарианство - статьи, книги, отзывы.
Сыроедение
Siroed.at.ua


Книга -
"Путь к Абсолютной истине".
Путь к Абсолютной истине
Читать / скачать


Горный Крым - походы, проводник, кемпинг
Горный Крым - походы, проводник, кемпинг
Горы.Крым.рус
МЕТАФИЗИКА ШКОЛЫ ТРИКА

Наивысшая Реальность в системе Трика – это Высший Переживающий Принцип (Парасамвит), который по своей природе есть Чистое Сознание (шуддха-чит-свабхава). Он по самой своей природе вечный, неизменный и беспредельный. Хотя он вечен и неизменен, он как глубочайшая и истинная Суть лежит в основе всех проявлений в мироздании – как каждого в отдельности, так и всех вместе; и, следовательно, в этом всепроникающем или всеобъемлющем аспекте он называется Атман и Чайтанйа. В то же самое время, Парасамвит един, неделим и бесконечен. Он неисчерпаем в своих бесчисленных и разнообразных проявлениях в мироздании, не ограничен и не обусловлен пространством (деша), временем (каала) и формой (рупа).

Он превосходит всё, и он – вне, за пределами всего; и, следовательно, в этом всепревосходящем аспекте он называется Высшее Сознание (Парачит или Парасамвит), Таттватита, Абсолют, Ануттара.Парасамвит, или Чайтанйа, таким образом, имеет двоякую природу – как реальность, лежащая в основе всего и вся. Он есть всепроникающая, всесодержащая и всеобъемлющая Реальность, Универсальное (Всеобщее) Сознание. В то же самое время, он – всепревосходящая Высшая Реальность, Абсолютное Бытие.Согласно системе Трика, Чайтанйа по своему существу подобен Чистому Свету-Освещению (Шуддха Пракаша), что есть всегда самосветящийся (спхурат) и самораскрывающийся (свайампракашита). Чайтанйа как Чистый Свет-Освещение (Шуддха Пракаша) есть основание всех вещей, что существуют, или имеют бытие (сатта), поскольку существование, или бытие, должно обязательно быть (по самой своей природе) либо открытым для переживания, либо таким, которое может быть открытым (пракашйа).

То есть, идея существования (сатта) сопротяжена c тем, что является проявленным. Мы не можем представить себе что-либо, имеющее существование, или бытие, но непроявленное или нераскрытое, или такое, которое не может быть раскрытым, и, таким образом, лежащее вне сферы Пракаши. Именно по этой причине система Трика считает, что всё существующее, или имеющее бытие, должно обязательно иметь природу Пракаши, или Чистого Света-Освещения (Иллюминирования).Чайтанйа, как мы уже отмечали, считается по природе самосветящимся. Это означает, что Чайтанйа есть не просто Чистый Свет-Освещение (Шуддха Пракаша), который всегда светит и освещает, но он в то же самое время есть Освещающий (Пракашака), который освещает и раскрывает (пракашати). Аспект Чайтанйи как Освещающего должен быть един и идентичен с аспектом Света-Освещения, поскольку он не может существовать вне Чайтанйи, который считается единственной Реальностью.

Таким же образом, Освещаемый (Пракашита), раскрываемый Светом-Освещением, не может быть отличен от Света-Освещения (Пракаши). Другими словами, это означает, что Чайтанйа по своей природе есть не просто Чистый Свет-Освещение, но он в то же самое время есть Освещающий самого себя как Освещаемого (Пракашиту), – три аспекта, которые есть одно и в сущности тождественны.Именно по этой причине Чайтанйа описывается в системе Трика как по своей природе подобный Чистому Свету-Освещению (Иллюминированию) (Шуддха Пракаша), который всегда светит и раскрывает себя в отсутствии другого.Тождественность Света-Освещения, Освещающего и Освещаемого может, несомненно, показаться странной, т. к. это противоречит нашему обыденному опыту, в котором мы всегда находим их разделёнными и независимыми сущностями.

Но в случае Чайтанйи, который есть единственная Реальность, это истинно – как логически, так и фактически.Когда Чайтанйа описывается как по своей сути самосветящийся (свайампракаша) и самораскрывающийся (свайампракашита), это автоматически означает, что Чайтанйа, т. е. Пракаша, обладает природной способностью самораскрытия, посредством которой он всегда светит и раскрывает самого себя. Эта способность самораскрытия, которая уникальна в Чайтанйе, или Пракаше, называется, Амаршана Шакти Чайтанйи или просто Вимарша Шакти, а акт самораскрытия называется Парамарша Чайтанйи. Вимарша Шакти есть вечный “атрибут” Чайтанйи, поскольку она неотъемлема от его сущности.Из приведённого выше описания Чайтанйи, а именно, из того, что Чайтанйа обладает силой самораскрытия, или Вимарша Шакти, можно было бы сделать вывод, что Чайтанйа, или Пракаша, как обладатель Вимарша Шакти должен быть отличен и отделён от обладаемого, т. е. от Вимарша Шакти, и что Вимарша Шакти как атрибут Чайтанйи должна быть чем-то внешним по отношению к Чайтанйе и независимым от Чайтанйи. Этот вывод, согласно системе Трика, ошибочен и логически необоснован.

Является бесспорной истиной, говорит Трика-система, что мы иногда, с практической точки зрения, делаем различие между Шакти и шактиманом, а именно, различие, наблюдаемое в их употреблении, и оттуда в отмечаемом результате; но этот вид различения является просто концептуальным, или логическим, различением, делаемым нами для нашего удобства в понимании их природы. Это не является реальным различием, существующем в действительности. Например, огонь (агни) и его сила горения (дахика шакти) не являются независимыми сущностями, хотя иногда мы можем отличить силу горения (дахика шакти) от огня (агни) для того, чтобы понять различие между силой горения и силой нагревания (уттапа шакти), являющейся другой силой огня, имеющей практическое применение в жизни.

На основании этого логического различения, которое делается для более исчерпывающего понимания природы вещей, мы не можем сделать вывод, что Шакти существует независимо от шактимана, или гуна (атрибут, свойство) – от дравйи (субстанции).Таким образом, Трика, будучи строго монистической системой, не признаёт, в отличие от дуалистических Наййайиков, двойственность Шакти и шактимана, гуны и дравйи. Она, например, не считает, что сила горения (дахика шакти) может существовать независимо от своего основания, огня (агни), или холод (шайтва) – от льда (химы). Шакти и Шактиман, гуна и дравйа, по мнению системы Трика, не только неотделимы как сущности, но также являются одним и по существу тождественны.Следовательно, можно сказать, что Чайтанйа как самораскрывающая сила, Вимарша Шакти, и Чайтанйа как Чистый Свет-Освещение (Шуддха Пракаша) – это не два различных аспекта, существующих независимо друг от друга. Они, на самом деле, едины и по существу тождественны.

Чайтанйа как Чистый Свет-Освещение (Иллюминирование) (Шуддха Пракаша) всегда означает и включает в себя Чайтанйу как самораскрывающую силу (Вимарша Шакти), так что невозможно помыслить одно без другого, даже ради логической абстракции. Фактически, мы не можем, строго говоря, назвать Пракашу и Вимарша Шакти двумя аспектами Реальности, поскольку они двуедины по природе.Поскольку Чайтанйа рассматривается как всегда самораскрывающийся, говорится, что Пракаша всегда пребывает с Вимаршей. Вимарша Шакти всегда действует, иначе Пракаша не будет проявлен, а такое состояние немыслимо логически. Вимарша – это сущность Чайтанйи, его целостная природа (свабхава). Фактически, она является уникальным свойством, отличающим его от не-Чайтанйи, т. е. от материи (джады).

Поэтому, Высшая Реальность, которая есть по своей природе Чайтанйа, всегда описывается в системеТрика как Пракаша-Вимарша-Майа.* 5 В Высшей Реальности аспект Чистого Света-Освещения (Шуддха Пракаша) представляет Чайтанйу в статической форме, в которой он есть вечнонеизменный самотождественный Принцип, и, следовательно, также называется Шива, в мужской форме, тогда как аспект Чайтанйи как самораскрывающей силы (Шуддха Вимарша) пердставляет Чайтанйу в чисто динамической форме, в которой он есть вечновибрирующий (спандита), вечноактивный Принцип динамизма, и, следовательно, называется Шакти, в женской форме.Высшая Реальность – это абсолютно спокойная Чистая Статика. В то же самое время, – это вечноактивная Чистая Динамика.

Ни аспект Чистой Статики, Шива, ни аспект Чистой Динамики, Шакти, не является доминирующим. Таким образом, Высшая Реальность есть равновесие обоих аспектов. То есть, считается, что Шива и Шакти пребывают в совершенном равновесии в Высшей Реальности, которая поэтому технически обозначается как Парама Шива.Парама Шива, будучи наделён Шакти, которая считается тождественной с его Сущностью, также в силу этого описывается как Высший Владыка (Парамешвара или Махешвара). Парама Шива как Высший Владыка обладает абсолютной свободой (сватантрией), так как его Шакти абсолютно свободна от какого бы то ни было вида ограничения. Именно по этой причине его Шакти иногда называют Сватантрйа Шакти (божественная свобода).

Его обладание Сватантрйа Шакти как своей целостной природой является показателем его полноты и абсолютности. Его сватантрийа состоит из его формирования божественного решения (намерения) (санкальпы) и привнесения этих решений в действительность посредством своей силы действия (крийа шакти). Таким образом, он обладает не только неограниченной свободой воли (апратихата иччхой) формирования решения, но также и абсолютной свободой осуществления их в действительности, т. е. свободой действия (крийи), каждая из которых составляет сущность его божественной природы (Парамешварйи).

Проявляя свою божественную свободу, Высший Господь иногда, т. е. в течение периода творческой активности, раскрывает себя самому себе как мироздание (вишва). Он есть Высший Деятель (карта), Абсолютный Переживающий (прамата) и Высший Наслаждающийся (бхокта) этого самораскрытия как мироздания, которое он осуществляет по своей свободной и независимой воле (свеччхайа) с самим собой как задним планом (свабхитта).Таким образом, проявление мироздания – это только вид его самораскрытия, в котором он не использует никакого иного материала, кроме своей собственной Шакти. Или, говороя возможно более точным языком, самопроявление Высшего Владыки как мироздания – это только саморазвертывание в аспекте Шакти (сва-шакти-спхарау).

Как таковое, проявление мироздания символизирует его божественную славу (айшварйу), в раскрытии которой Шакти играет важнейшую роль.Поскольку Шакти считается ответственной за проявление его божественной славы, выраженной как мироздание, которое до этого было поглощено и тождественно с его Сущностью, а также с его неотъемлемой сварупой как единственной самоманифестацией, она описывается в системе Трика как сущность его божественности, сердце Высшего Господа. О Шакти, всегда тождественной с ним, говорится как о вечноактивной и вечнодействующей, и всегда раскрывающей его божественную природу (айшварйу).

Здесь не будет неуместным критически рассмотреть Трика-концепцию Высшей Реальности в свете концепции Брахмана Адвайта Веданты Шанкары ради лучшего и критического понимания точки зрения Трики.Хотя обе системы, как Адвайта Веданта Шанкары, так и Трика, схожи в описании Высшей Реальности, как по существу имеющей природу чистого Чайтанйи, они сильно различаются в своих концепциях его природы. Тогда как система Трика рассматривает чистого Чайтанйу наделённым Шакти, которая считается тождественной с ним, на основании чего Чайтанйа является всегда самосознающим и самораскрывающимся, Адвайта Веданта утверждает, что чистый Чайтанйа является только лишь неактивным (бездействующим) чистым Существованием.

Таким образом, Веданта не допускает существование Шакти в Чайтанйе. Будучи наделённой Шакти, Высшая Реальность системы Трика, технически называемая Парама Шива, основательно отличается от Брахмана Адвайта Веданты Шанкары, поскольку она [т. е. Высшая Реальность системы Трика] также была описана как Великий Владыка (Махешвара) и как Свободный Деятель (Сватантрах Карта). Как таковой он обладает абсолютной свободой (сватантрией), проявляя которую, он появляется как мироздание с самим собой как задним планом.Таким образом, мироздание с его бесконечным разнообразием объектов (прамей), средств переживания (каран) и переживающих (прамат) не является чем-то отличным от него самого; оно в действительности есть проявление имманентного аспекта Высшего Господа. Оно является видом его самопроявления (абхаса), проистекая, непосредственно из его божественного намерения (санкальпы) появиться как многие.

Для начала этого процесса самопроявления, так же, как и для его прекращения, не надо ничего, кроме игры его свободной воли (свеччхи).С другой стороны, Адвайта Веданта Шанкары рассматривает Высшую Реальность, Брахмана, как Трансцендентное Чистое Бытие (Шуддха Сат), всегда погружённое в свою сущностную природу. Как таковой, Брахман абсолютно пассивен, бездеятелен в себе самом. Хотя о нём и говорится, как о лежащей в основе Реальности каждого проявления, он является в самом себе единым и неделимым Чистым Существованием. Он не имеет никакого отношения к появлению мироздания, множественности.Этот преходящий мир с его бесконечным разнообразием, на взгляд Адвайта Веданты, является видимостью, искажённым переживанием [индивидуумом] Брахмана, обусловленным аджняной (неведением).

Хотя Брахман и является первичным местом или субстратом, всех видимостей и переживаний, но он никаким образом не связан с видимостью, или искажённым переживанием, поскольку он по существу пассивен.Поэтому, считается, что появление мира обусловлено деятельностью шакти, которая, хотя и отлична от Брахмана, считается непостижимым образом подчинённой ему. Шакти, технически называемая майашакти, описывается как по своей природе ни есть (асти), ни нет (насти) (ни существующая, ни несуществующая), и следовательно, неописываема в логических понятиях. Она непрестанно действует в Брахмане, обуславливая появление множественности.Брахман, таким образом, сводится к локусу (ашрайа), в котором шакти действует безо всякого начала.

Таким образом, хотя Адвайта Веданта Шанкары не признает существование шакти в Брахмане, она в целом не отрицает существование шакти. Вследствие появления множественности в неизменном единстве Брахмана, действие шакти было признано; но она считалась материальной (джада), что противоречит точке зрения Трики, которая считает Шакти по существу божественной и духовной. Расхождение во взгляде на концепцию Высшей Реальности между этими двумя системами мы находим в основном в различиях их понимания природы Шакти. Тогда как Адвайта Веданта рассматривает шакти как материальную по природе и, как таковую, отличную от Брахмана, который считается духовным, Трика-система считает Шакти по существу духовной и, как таковую – целостным аспектом Высшего Господа.

Распознавая Шакти как неотъемлемую природу Парама Шивы, система Трика, так сказать, расширяет свою концепцию Высшей Реальности, которая является и Трансцендентной (вишваттирна) Реальностью как Абсолют, и Имманентным существованием (вишватмакасатта) как мироздание. В сравнении с этим Веданта-концепция Высшей Реальности как Брахмана выглядит как исключающая и основанная на мировозрении, содержащем отказ (саннйаса-мулака-правритти).Мы уже отмечали, что Шакти является сущностью божественности Высшего Господа. Всегда действующая как тождественная с ним и таким образом раскрывающая его божественную славу (айшварйу), она имеет бесчисленные формы, или аспекты, которые, однако, могут быть отнесены к пяти основным шакти, а именно: чит, ананда, иччха, джняна и крийа шакти, расположенным в порядке их сущностности.Чит шакти – это наиболее сущностный аспект Шакти, символизирующий Божественную силу самораскрытия (пракаша-рупата). Поскольку она содержится в тождественности с Высшим Господом, он всегда светит и раскрывает себя самому себе в отсутствии другого.

Это самораскрытие по своей природе является "переживанием бытия" (Ахам) Высшим Господом и, как таковое, является вечным (нитйа) и "полным в себе" (пурна).Следующая по порядку сущностности – это ананда шакти, посредством которой Высший Господь, "полный в себе" (пурна свабхава), ощущает себя вечно-удовлетворенным (атматрипта) и всегда пребывающим в покое. Он не испытывает какой-либо нехватки или желания, из-за которого он мог бы ощутить нужду двигаться из себя во вне за удовлетворением или за удовольствием. Он остаётся, так сказать, всегда покоящимся в себе (сватмавишранта), погруженным в свою Сущность, и переживающим вечнонерушимый покой. Иччха-шакти является тем аспектом Шакти, посредством которого Верховный Господь ощущает себя в высшей степени могущим, обладающим абсолютной волей и формированием божественного решения (намерения) (санкальпы), относительно того что сделать или что создать. Божественное решение лежит в основе всех его движений и действий (актов) (крий), включая проявление двойствености (двашабхасу) с самим собой как задним планом.

Джняна-шакти является тем аспектом Шакти, который привносит и удерживает все его самопроявления в виде объектов (прамейакальпа), в сознательной связи с ним самим. Является верным, что сам акт введения во взаимоотношения предполагает существование двойственности, однако в случае Парама Шивы, Единственной Реальности, вопрос о существовании чего-либо, помимо него, возникнуть не может. Парама Шива, следовательно, никогда не ощущает (не переживает) полной двойственности между собой и своим самопроявлением в качестве объекта (идам), символизируемым мирозданием. Говорится, что причина этого – в том, что он всегда ощущает и переживает свое объективное самопроявление как имеющееся в нем же и связанное нитью единства.

Так, двойственость самопроявления как мироздания всегда раскрывается в его переживании, так сказать, на фоне всеохватывающего единства.Крийа шакти является тем самым аспектом Шакти, проявляя который, Верховный Господь становится мирозданием, принимая любую и каждую роль, и, таким образом, активно участвует в проявлении своей славы как мироздания.С этими пятью основными аспектами его Шакти, постоянно функционирующими и, таким образом, раскрывающими его божественную природу, Парама Шива всегда проявляется как Верховный Господь. Вечно-действующая Шакти существует в Верховном Господе в двояком состоянии. Во-первых, она действует, будучи содержащейся в нём и тождественной с ним, когда она проявляет его целостную природу (сварупу) как лишь самопроявление (свапракаша); и во-вторых, она иногда действует в некоторой степени отдельно как его неотъемлемая природа, когда она выражается как проявление мироздания.

Когда Шакти действует, идентифицированная с Парама Шивой, он раскрывает себя самому себе как единый недифференцированный Принцип. Это самораскрытие Парама Шивы самому себе должно обязательно быть по своей природе самопереживанием (сванубхавой). И поскольку в его самопереживании нет другого принципа (основы), который может ограничить это переживание, или от которого оно может быть отлично, то это самопереживание должно иметь природу Я, или Ахам. Это, другими словами, означает, что когда Шакти действует как полностью включённая в него и тождественная с ним, она раскрывает его абсолютную природу (сварупу) как пурна-Ахам. Говорится, что это самопереживание как Ахам является пурна (полным) из-за отсутствия чего-либо внешнего по отношению к этому переживанию.Будучи свободным от всех видов ограничений, оно рассматривается как чистое по природе.

Оно описывается как самосконцентрированное (сконцентрированное на самом себе) (сватма-вишранта) самопереживание Парама-Шивы, поскольку оно не заключает в себе движения вовне или самовыражения. Проистекая непосредственно из его самосветящейся и самораскрывающейся природы, его самопереживание как Ахам является вечным в том отношении, что оно превыше ограничений течения времени (кала). Оно уникально и безгранично потенциально. Оно образует основу всех его самопереживаний.Как таковое его нужно отличать от переживания своего "я" обычного человека, которое, согласно Трика-системе, возникает из-за наложения Я (Себя) на не-Я (не-Себя), т. е. на тело и составляющие его таттвы, и является, в силу этого, oграниченным и нечистым по природе.Иногда, когда Шакти, так сказать, действует ясно и отчетливо как его неотъемлемая природа, Парама-Шива появляется как Верховный Господь, а его Шакти выражается как проявление мироздания.

Процесс проявления мироздания с точки зрения Парама-Шивы может быть описан следующим образом. Верховный Господь, проявляя свою свободную волю, раскрывает себя самому себе – который есть то же самое, что и его Шакти, — как мироздание. Очевидно, что самораскрытие Парама-Шивы как мироздания является исключительно проявлением его имманентного аспекта, т. е. Шакти, как мироздания, которое лежит до проявления как поглощённое в его Сущность и идентифицированное с его Сущностью. Для Парама Шивы проявление мироздания появляется, так сказать, как вид его самопереживания, поскольку он является изначальным Переживающим (пара-прамата) и Зрителем (сакши) этого самопроявления.Таким образом, система Трика считает, что самопроявление как мироздание является также видом его самопереживания, таким же образом, как Ахам является видом его целостного Самопереживания (акханда-анубхава).

Эти два вида самопереживания считаются одновременными. То есть, когда Парама Шива имеет самопереживание как мироздание, он не прекращает иметь своё целостное самопереживание как Ахам; первое не уничтожает последнего.Внешне это может казаться в какой-то степени несовместимым, но если мы попытаемся понять реальную природу этих самопереживаний, мы обнаружим, что они не являются взаимоисключающими. Они, скорее, тесно связаны, поскольку самопереживание как мироздание подразумевает и предполагает самопереживание как сущего, или Ахам.

Если Парама-Шива не имеет самопереживания как вишва, – Ахам, или Переживание Сущего, является, таким образом, основанием самопереживания Парама-Шивы как вишвы, или мироздания.Все, что случается, когда он имеет самопереживание как мироздание, – так это то, что его абсолютное самопереживание как пурна-Ахам становится в некоторой степени "скрытым", так сказать, и становится менее заметным из-за наложения само-ограничения (атма-санкочи). То есть, он тогда не имеет абсолютного самопереживания как пурна-Ахам; он имеет самопереживание только как Ахам на стадиях инволюции (нисхождения, запутывания) (сришти).О Верховном Господе говорится, что он имеет пять основных действий или критй, образующих цикл, так сказать, посредством которого он, как говорится, вечно проявляет свою сватантрийу. Они технически называются ниграха, сришти, стхити, самхара и ануграха.

Мы перечислили эти действия в определенном порядке (крама), но это не следует понимать так, что существует жесткая последовательность или порядок, в котором эти действия обязаны происходить, или что Высший Господь связан этим порядком. Верховный Господь, будучи абсолютно свободным (сватантрах) во всех отношениях, в принципе не связан никакой логической последовательностью критй. Это только для нашего удобства объяснения этого цикла из пяти действий мы расположили их в логическом порядке, взяв ниграху как начальную точку в цикле критй.Ниграха, также называемая тиродхана, буквально означает само-ограничение. Для того, чтобы Верховный Господь мог сделать так, чтобы появилась множественность как мироздание, он сначала, проявляя свою божественную сватантрйу, накладывает ограничение на свою безграничную природу (пурна-сварупу).

В результате этого волевого само-ограничения он, всегда переживающий себя как пурна Ахам, прекращает иметь этот вид самопереживания. Пурна Ахамта, характерная сущность его Абсолютной природы, исчезает, так сказать, с наложением само-ограничения (ниграха). В его самопереживании как Ахам появляется расщепление, и он появляется как спонтанно расщепивший сам себя, так сказать, на две части – одну, остающуюся самораскрытой как Ахам, и другую, становящуюся "темной", так сказать, при наложении ограничения, обусловленного прекращением действия самораскрывающей силы (Вимарша-Шакти). Часть, становящаяся "темной" вследствие прекращения действия самораскрывающей силы и посредством подавления (сокрытия) Ахамты, появляется как пустота (акаша) или абсолютное отрицание (шунйа), поскольку Ахамта отрицается от неё. Это является необходимым предусловием для появления самопереживания как вишвы, символизируемого термином Идам.Верховный Господь затем делает так, что на фоне "пустоты" (акаши), созданной его само-ограничением, или само-отрицанием, появляется "Идам"; и это действие технически называется сришти.

Так как Идам, или не-Я, полностью свободен от такой характерной особенности как самосознание, которая является сущностной особенностью Ахамты, то Идам появляется, так сказать, как нечто отличное от Ахамты и внешнее для нее. Однако, фактически, Ахамта и Идамта не отличаются друг от друга; они являются лишь поляризованными аспектами переживания. Поэтому двойственность не появляется при проявлении Идамты.Вначале, самопереживание как Ахамта преобладает над самопереживанием как Идамта, причем последнее является неотчетливым. Однако, Идамта не остается такой надолго; она постепенно развивается и становится отчетливой, до тех пор, пока в конце концов она не достигнет стадии, в которой обе [и Ахамта, и Идамта] появляются как совершенно уравновешенные. Эта стадия развития достигается вследствие критйи, технически называемой стхити.В следующий момент Верховным Господом делается так, что то, что возникло из Ахамты как Идам, полностью исчезает. Оно вбирается назад и поглощается в Ахамту; эта стадия развития известна как самхара.

С самхарой цикл внешнего проявления, который начался со сришти, завершается, однако цикл действий, как таковой, здесь не заканчивается. Первые четыре критйи (действия), начиная с ниграхи, составляют процесс проявления мироздания (вишвашрти), продолжающийся и повторяющий сам себя из вечности в вечность. Цикл внешнего самопоглощения технически называется кальпа.Первоначальное само-ограничение, начавшееся с ниграхи, пройдя через последовательные стадии, должно также завершиться до того, как завершатся циклы действий. Поэтому, говорится, что ануграха, которая кладет конец само-ограничению, является последним действием, завершающим цикл. Ануграха, как кладущая конец первоначальному само-ограничению, находится на другом плане. Это – то действие, посредством которого Верховный Господь, отбрасывая прочь свою самоограниченную форму, возвращает себя к своей подлинной природе (свабхаве).

Мы обсудим это действие более подробно в дальнейшем.Перед тем, как мы обсудим процесс самопроявления Парама Шивы как мироздания, как это описано в текстах системы Трика, необходимо обратить внимание читателя на определенные аспекты и характерные особенности процесса самопроявления, которые являются специфическими для этой системы.Мы уже обсудили то, что с точки зрения Парама Шивы, процесс проявления мироздания – это только вид (способ) самопереживания. Поэтому, кажется вполне соответственным, что этот процесс похож в большой степени на психологический процесс нашей повседневной жизни. Действительно, именно по этой причине система Трика описывает этот процесс как процесс переживания Парама-Шивой самого себя вовне, который технически был назван абхаса. Он часто красиво описывается с помощью следующей метафоры: Парама Шива, как говорится, всегда "видит" себя отраженным в чистом зеркале, которое есть не что иное, как его собственная Шакти.

Так как он всегда "видит" (пашйати) себя как единый недифференцированный (неразделённый) Принцип, без второго, то это самопереживание (анубхава), которое он имеет от этого процесса, имеет природу пурна Ахам. Однако иногда, т. е. в течение периода творческой активности, когда он побуждает самого себя появляться в виде мироздания, он "видит" (пашйати) себя как мироздание. Проявление мироздания является, таким образом, в действительности, лишь переживанием Парама Шивой себя как мироздания.Так, мы установили, чго, согласно точке зрения Трики, процесс проявления мироздания является, прежде всего, чисто "идеальным" (совершенным), так как он начинается с божественного решения (санкальпы) стать многим, и затем расцветает и развивается в "Божественный Идеал", который переживается Верховным Господом. Этот "Божественный Идеал" позднее принимает грубую форму, когда выражается посредством материи.

Эта "идеальная" форма мироздания, в которой Шакти сохраняет свою первоначальную чистоту, оставаясь в виде читшакти, рассматривается как чистая и неотличная от него самого. Но когда она проявляется в материи, она принимает конкретную форму и становится нечистой с появлением двойственности (двайтабхавы).Проявляя себя как мироздание, Парама Шива играет две роли, причем обе роли в одно и то же время. С одной стороны, он остается на заднем плане таким, каким он всегда является, – Верховным Господом (Парамешварой), когда он является Зрителем (сакши), смотрящим на игру своей Шакти в виде мироздания, но в то же время действенно контролируя и управляя ею как Верховный Деятель (карта).

С другой стороны, он, принимая различные роли субъектов (прамат), объектов (прамей), и средств их достижения (каран), появляется на различных уровнях творения и, таким образом, активно участвует в игре Шакти (в лиле). Эти два аспекта природы Парама Шивы – неразделимы.В последующих параграфах мы кратко опишем, как Парама Шива "раскрывает себя" (унмишати) в аспекте Шакти как мироздание, как это технически названо на языке этой системы, когда возникают тридцать шесть таттв, составляющих различные уровни творения. Хотя мы могли бы описать процесс того, как различные таттвы возникают одна из другой в инволюционном процессе (в процессе нисхождения), это не должно быть понято так, что действительный процесс проявления мироздания также состоит в постепенной инволюции, в которой различные таттвы развертываются последовательно из Верховного Бытия (Верховного Существа).

Этот процесс инволюции, технически названный унмеша, не является временным процессом, он мгновенен, так что в момент, когда Парама Шива "раскрывает себя", проявляя божественную свободу, – в этот же момент возникает целое творение начиная с шива-таттвы и по нисходящей до притхви таттвы, и в момент, когда он "закрывает себя" (нимишати), целое творение снова поглощается в него в один момент, так сказать.Пошаговое развитие проявления мироздания, которое мы будем прослеживать здесь, является только логическим описанием этого процесса. Так как известно, что в течение периода, когда чидану (само-ограниченный аспект Чайтанйи), являющийся человеческой душой, эволюционирует и развивается к своей Высочайшей Цели, т. е. к реализации Шиватвы, через свою садхану, он пересекает определенные уровни, проходит через определенные стадии, которые в действительности являются различными уровнями творения, через которые он должен пройти в течение процесса своей инволюции, т. е. нисхождения.

Эти уровни творения, представляемые различными таттвами, должны быть там с самого начала, то есть, когда мироздание впервые возникло.Термин таттва, буквально означающий "таковость", означает, главным образом, фундаментальные факторы, или составляющие, которые строят творение. Однако, согласно системе Трика, таттва не просто означает категорию или составную часть мироздания; она означает нечто большее. Говоря онтологически, таттва является развернутой формой Шакти, поскольку само мироздание считается развертыванием Шакти. Проявление всего творения, состоящего из различных уровней, каждый из которых представлен таттвой, происходит, когда Шакти развертывается и, таким образом, раскрывает мироздание, пребывающее поглощенным и идентичным с ней самой до проявления.

Различные таттвы творения, таким образом, символизируют различные шаги развертывания Шакти, от духовного вниз к материальному.Поскольку не все таттвы являются в равной степени проникающими (наполняющими собой) и универсальными (всеобщими), они располагаются в нисходящем порядке по проникновению и универсальности так, что они образуют некоторый вид иерархии таттв. Согласно точке зрения Трики, каждая более высокая таттва, представляющая более высокий уровень творения, наполняет и проникает (охватывает) собой следующие за ней таттвы, так что каждая более низкая таттва имеет свое существование только в более высокой, и так далее вплоть до высочайшей таттвы, которая наполняет и проникает собой целое творение. Это, другими словами, означает, что каждая более высокая таттва имеет в своем лоне, так сказать, последовательность таттв в зародышевой (семенной) (биджа) форме.

Таким же образом, каждая более низкая таттва заключает в себе все таттвы над ней вплоть до наивысшей таттвы, так что низшая из всех заключает в себе весь ряд таттв. Так, можно сказать о том, что процесс проявления мироздания есть лишь процесс нисхождения высшего, инволюция духовного в материальное и физическое, причем каждый последующий шаг нисхождения представляет собой все большее и большее ограничение со стороны высшей Реальности.Проявление мироздания, вообще говоря, состоит из трех отдельных стадий – первая является зародышевым состоянием (биджавастха), когда Шакти, являющая (производящая) это проявление, является чистой в своей духовной форме. Материя полностью отсутствует, и потому в этой стадии нет появления двойственности (двайтадхасы).

Мироздание, которое на этой стадии выражено "Идамом", не появляется как отдельное от Парама Шивы, Верховного Переживающего. Эта стадия представлена пятью чистыми таттвами, а именно, шива-таттвой, шакти-таттвой, сада-шива-таттвой, ишвара-таттвой и шуддха-видйа-таттвой, которые вместе составляют Чистый Порядок (шуддха-адхава).Вторая стадия, представляющая собою развитие предыдущей, технически называется "стадией прорастания" (анкуравастха). В этой стадии материя появлеятся вместе с аспектом Чайтанйи, хотя все еще в своей тонкой форме. Эта стадия образуется смешанным состоянием материи и духа (Чайтанйи), которые являются в равной степени преобладающими. Это представлено семью смешанными таттвами, а именно, майей, ее пятью канчуками и пурушей.

Следующей является "стадия расцвета" (паринатавастха), когда инволюция продвигается дальше так, что теперь Шакти, появляющаяся как материальная шакти (джада шакти), принимает свою самую грубую форму материальности. Как результат, она становится плотной в материальной форме, так же, как и преобладающей, столь сильно, что аспект Чайтанйи полностью скрывается подавляюще сильным покровом материи. Эта стадия представлена группой из двадцати четырех таттв начиная с пракрити и вниз до притхви.Рассуждая логически, высшим и первым на вершине иерархии таттв находится Парама-Шива. Из него эманируется весь ряд таттв как его самообразование или самопереживание (абхаса).

Парама Шива является не только Верховным Господом (Махешварой), но он также – Абсолютная Реальность, – тот, кто содержит (бибхарти) внутри самого себя весь ряд непроявленного (авйакта) мироздания как идею (амаршу или парамаршу), которая позднее становится выразима в формах дискурсивных (перескакивающих с одного на другое) мышления и речи (пашйанти, мадхйама и вайкхари), когда она проявляется.Есть еще и другой аспект Парама Шивы. Будучи Верховной Реальностью (ануттара), он превосходит все, даже в высшей степени идеальную форму мироздания, когда оно непроявлено как "идея".Парама Шива является, по своей природе, полным-в-себе-самом (пурна) и само-центрированным. (Атма-вишранта).

Столь долго, сколь он остается таким, не существует даже и малейшей возможности вселенского проявления. Следовательно, для того чтобы могло быть мироздание, он сначала (это только логически – сначала) ограничивает свою абсолютную (ануттара) природу приведением в действие того аспекта Шакти, который действует как принцип отрицания (нишедха вйапарарупа). Посредством этого, он позволяет, так сказать, своей сварупе, как трансцендентности и полноте, исчезнуть из его видения, чтобы он мог ощутить нехватку-желание (абхаву). Пока эта нехватка-желание в форме отрицания не создана этим само-ограничением, нет никаких возможностей (простора) для проявления мироздания, которое покоится идентичным с